Foto VanyИван Багмет, живет в Москве.  Аудитор  в компании KPMG. В Испании получал высшее образование  с 2009 по 2014 год.  

В 2009 году приехал в Саламанку на курсы подготовки к selectividad и, отлично его сдав, поступил на «Менеджмент предприятия» (Administración de empresas) в Мадридский университет Карлоса Третьего.

За четыре года в университете прошел путь от «русского средненького мальчика-студента» до «русского гения». Такая трансформация стала возможной благодаря осознанию, как устроен процесс обучения по Болонской системе.

Как это было, рассказывает Иван:

Первые два года учебы оказались полным кошмаром. Я учился, хорошо готовился к экзаменам, но успеваемость сильно хромала. К концу второго года уже накопились «хвосты» (незачтенные экзамены), но и те, что были сданы, скорее относились к категории «пронесло». Самое страшное было то, что я не понимал, в чем дело. Вроде на лекциях все было понятно, я делал домашние упражнения, но с каждым уроком казалось, что я все больше и больше отстаю, ничего не понимаю, топчусь на одном месте. Все это сильно подрывало мою уверенность в себе.

Достаточно много времени ушло на осознание ошибок. Но тем не менее я их нашёл. Видите ли, Болонская система строится….

на балльной системе оценки: 10 баллов каждого предмета разбиваются на две оценки, выставляемые за теоретическую и за практическую части. К теоретической относились посещаемость, активность на уроке, дополнительные задания и материалы, изученные по собственной инициативе и представленные преподавателю или же всему классу. За всё это начислялось около 50-70% от финальной оценки. Остальные же проценты, и в этом вся штука, выставлялись за практические задания: упражнения, работа на семинарах, работа в группе и презентации собственных проектов. Вот эту-то часть я как раз и игнорировал свои первые два года, и тем самым не добирал 40-50% от итоговой оценки. В отличие от русской системы, тут никто никого не принуждал ничего делать, устрашая финальным экзаменом, на котором всех завалят. Не хотел ты делать проект — не делал, просто за это тебе не начислялась определённая доля баллов, вот и всё.

И вот таким образом, идя по накатанной русскими традициями схеме, я всегда готовился усиленно к последнему экзамену, но игнорировал или не придавал особого значения промежуточным оценкам или упражнениям. Но основное отличие Болонской Системы в том, что не надо сидеть ночами перед экзаменом, готовясь к финальному рывку. А надо идти размеренно, но при этом постоянно находясь в тонусе, быть полностью сосредоточенным и внимательным. На практическом уроке вы разбираете упражнения, понимаете их решения, суть которых основывается на теории, изученной в классе. Не теория должна налагаться на практику, и не практика должна быть применима к теории, а они должны стремиться друг к другу. Только тогда можно увидеть реальные механизмы, которые и даёт эта система образования: важно не что и зачем делать, важно понимать, как это делать и почему именно так. Скажем, на первой неделе вам дали определённую сравнительно древнюю экономическую теорию. На следующем занятии вам показали, как это выглядит на бумаге в практическом исполнении, алгоритмы решения и инструкции. Вроде всё ясно и понятно. На второй неделе вам сказали, что эту теорию в своё время усовершенствовали и добавили в неё несколько новых условий и параметров. Соответственно, на практическом занятии вы уже разбираете ту же задачу, что и в прошлый раз, но уже включая новые условия, рассматривая всё под другим углом зрения. И так по нарастающей. И вот уже вам всё понятно и не нужно читать огромное количество книг, трактатов, решать кучу упражнений и сидеть до посинения над учебниками. Нет. Достаточно сделать 5-6 конкретных упражнений, которые раскроют вам суть и механику теоретического знания. Болонская система: учи по чуть-чуть каждый день, знай теорию и её предпосылки (для этого прочти одну-две книги современного издания), попробуй общую теорию на конкретных, частных случаях.

Так, запинаясь на первых порах, я начал «выплывать из болота». Занимался потихоньку каждый день, учил конкретную главу или материал, делал по нему упражнения. Приходил в класс и разбирал все мои сомнения, спрашивал. И всё в моей учёбе стало своевременно и понятно, никаких больше провалов в знаниях, слепого хождения по мукам, ночного чтения. Начало появляться свободное время, которое было потрачено на новые знакомства, хобби, изучение города и страны, улучшилось настроение. Стоит ли говорить, что на 3 курсе случился невероятный рывок, когда я из «русского средненького мальчика-студента» превратился в «русского гения», нахватав оценки в районе 9 баллов и даже урвав пару 10, что считается оценкой почти недостижимой, ибо просто так её не поставят и не натянут. Но и 8 — тоже хорошая оценка и 7, да и 5, в принципе. Важна не оценка, а навыки и знания, которые ты получишь. Важно научиться видеть всё не как что-то, тебя не касающееся, пока на работу не вышел, а как то, к чему ты уже готов и за что ты, делая то же самое, что и в университете, будешь в последствии получать деньги.

Болонская система научила меня учиться. Изучать то, что конкретно мне надо, обращать внимание на то, что действительно важно, из всего массива информации выделять для себя самое главное и применять это на практике. Со временем я почувствовал себя крепко стоящим на ногах и уже мог позволять себе не ходить на теоретические пары, а изучать дома книги, взятые из рекомендованной библиографии, и посещать практические занятия.

********

Так за два года я достиг потрясающих результатов. Потрясающих тем, что я открыл в себе небывалую работоспособность, я стал дисциплинированным, чётко понимал, что мне нужно и чего хочется, и как на это распределять своё время. Я стал самостоятельным, трезво мыслящим, расставляющим приоритеты.

Именно мои сложные первые два года в университете изменили меня в лучшую сторону. Мне пришлось посмотреть на всё со стороны и не воспринимать всё так самоуверенно и как должное. Такое образование учит работать.

*********

В 2014 году, с блеском закончив Университет, я вернулся в Москву. Вернулся с радостью. В Испании мне понравилось учиться, но в жизненных позициях мы с ней не сошлись, хотя там у меня остались хорошие знакомые и даже парочка настоящих друзей.

*********

Вернувшись в Москву в поисках работы, я сразу стал рассылать резюме. Сразу посыпалось множество предложений. В первую же неделю прислали около пятидесяти вакансий по моему профилю. Разумеется, наличие европейского диплома, знание языка и проживание за границей сыграли определённую роль в этом успехе. Думаю также, что важным оказалось и то, что за четыре года в университете я сумел познакомиться с практическим миром сфер деятельности, из которых поступали предложения, и в которые я направлял свои резюме. Так что попасть в нужное русло мне было много проще, и отдача была получена соответствующая.

********

В итоге я принял приглашение одной из крупнейших аудиторских компаний KPMG, где и сейчас продолжаю работать аудитором. После работы провожу время с друзьями, с семьёй, хожу на различные культурные мероприятия, всё-таки за 5 лет отсутствия на родине я соскучился.

********

Среди моих основных увлечений: спорт, вокал, кинематография, режиссура, писательское и сценарное дело — и это то, что в ближайшем будущем возможно перерастёт во что-то большее, чем просто увлечение. Сейчас думаю о том, чтобы поступить на режиссёрский. А пока буду продолжать работать в аудите. Еще хочу заняться благотворительностью и волонтёрством. Поездить по миру. Завести семью. Проводить время с близкими. И главное, попробую стать сознательным, добрым, терпимым и понимающим человеком.

Советы от Ивана тем, кто заканчивает или недавно закончил школу:

  • Не унимать пылкое сердце, но перед тем, как поддаться порыву, обдумать всё холодной головой – это идеальная комбинация, которые позволит избежать неприятных ситуаций и выбрать правильный путь к достижению желаемого. Не делать всё на автомате, а понимать чётко для чего, почему и надо ли вам вообще всё это.
  • Никто лучше вас самих не знает, что вам надо и как этого достичь. Хочется сегодня пойти в цирковое училище — идите, не понравится — уйдёте. Ошиблись, ну бывает, зато не пожалеете и в приятной компании расскажете о своём опыте. Упритесь и стойте на своём. Но не забывайте про первый совет.

  • Проводите время с семьёй и друзьями, цените время, проведённое с ними. Не пытайтесь никого изменить, а поймите, почему они такие, какие есть, и как к этому пришли. Уважайте их развитие и личность, даже если вам кажется, что этого недостаточно.

  • Если хотите изменить мнение о себе, ни в коем случае не обсуждайте это и не вступайте в дискуссию. Воистину, не словами, а делами – вот, чем вы сможете поменять мнение о вас, причём не надо совершать поступки, чтобы кому-то что-то доказать. Делайте потому, что вы считаете, что это должно быть сделано, и непременно сделано вами (вспомните путь «русского гения»).

  • Не оставляйте себе пустого, незанятого времени, пусть уж лучше оно будет занято ерундой, которая вам нравится, главное, чтобы потом вы не жалели, что упущенный час можно было потратить на чтение книги, прогулку, спорт или просмотр сериала. Делайте всё под настроение, и тогда проблем со временем не возникнет.

  • Всегда толкайте себя вперёд. Всегда вам должно быть всего мало. Только так вы достигнете удовлетворения.

*********

Ноябрь 2014

«В настоящее время (на момент публикации), Иван успел посотрудничать с ИД «КоммерсантЪ». А также поступил на Высшие Курсы Сценаристов и Режиссёров в мастерскую режиссуры игрового кино Квирикадзе-Добролюбова

Еще судьбы наших студентов