Прекрасно, когда оба этих параметра на высоте. Особенно в образовании. Но соблюдается ли данный баланс в Испании при постоянно растущем количестве специальностей в университетах?

С учебного года 2011-2012 количество специальностей у испанских бакалавров (grados) выросло с 2.403 до 2.854 к 2017-2018. При этом рост в государственных вузах составил 11%, а в частных на целый 51%.

В 2018 году три четверти специальностей получались в государственных вузах. Самые популярные социальные и юридические науки, которые занимают первое место с 35%, далее идут инженерные специальности и архитектура с 27%. Специальности, связанные со искусством и общественными науками на третьем месте с 15%, а далее здравоохранение с 13%. Данные представлены испанской университетской обсерваторией OSU.

Невероятный рост специальностей в частных вузах стал символом реформ. Особенно заметен был рост в Ла Риоха, Мадриде, Каталонии, Наварре и Кантабрии. Однако, в некоторых провинциях, например, в Галисии, наоборот, произошел спад. Что касается государственных вузов, значительный рост был зарегистрирован только в Мадриде и Каталонии. Кое-какое увеличение было и в Стране Басков, но очень незначительное.

По данным университетской обсерватории OSU, среди лидеров по росту специальностей из государственных вузов на первом месте с отрывом идет Университет Короля Хуан Карлоса (Universidad Rey Juan Carlos), Университет Помпеу Фабра (Pompeu Fabra), Политехнический Университет Каталонии (Universidad Politécnica de Cataluña), Автономный Университет Барселоны (Universidad Autónoma de Barcelona). Из частных на первом месте по росту идет Сан Хорхе (SanJorge) из Арагона.

В итоге, рост количества специальностей, конечно, свидетельствует о том, что система образования в Испании становится все более гибкой и все больше подстраивается именно под требования будущих работодателей. Об это свидетельствует и статистика. Например, за последние 10 лет уровень образования среди взрослого населения Испании (от 25 до 64 лет) вырос. Количество тех, кто обладает каким-либо образованием, кроме обязательного, выросло с 51.1% до 60,2%, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (OCDE) в 2019 году.

Однако, у роста количества специальностей и общего количества вузов есть и обратная сторона. Существуют сомнения, что подготовка новых специалистов качественна и глубока во всех без исключения вузах. Где-то качество за количество явно не поспевает. Часто возникают вопросы по поводу целей обучения на некоторых из новых специальностей. Много проблем с так называемым «двойным» дипломом, когда студент получает несколько специальностей одновременно, но не всегда этот процесс проходит гладко, потому что идеально подобрать учебную программу в данном случае невероятно сложно.

И самое главное – востребовано ли такое количество специалистов с высшим образованием? Во всяком случае, цифры показывают, что с 2008 года количество выпускников вузов, находящихся на грани бедности, выросло на 300.000, по данным исследования, проведенного в 2019 году Европейской Сетью по борьбе с бедностью и социальной незащищенностью в Испании.

Материал подготовлен AcademSpain 

Хотите поступить в университет Испании? Тогда эта инструкция для вас: