Законопроект по внесению поправок в систему среднего образования в настоящее время рассматривается в Сенате Испании. Инициатива была выдвинута ранее в этом году министром образования Исабель Селаа, и её уже поддержал Конгресс депутатов. Судя по всему, грядут масштабные реформы: документ содержит десятки пунктов.
Основные его положения достаточно спорны и не находят поддержки у многих испанцев. Так 22 ноября по стране прокатилась волна автомобильных протестов «За право выбирать образование, которое мы хотим». Протестующие требуют согласования нововведений с родителями и учителями.
Недовольна в большинстве своём и русскоязычная община: в русских группах в социальных сетях законопроект активно обсуждают, по большей части — с негодованием.
Разумеется, есть и те, кто поддерживает инициативу министра. В статье мы расскажем об основных положениях «Закона Селаа» — а вы решите для себя сами, что думаете на их счёт.
Язык
Ключевой и самый известный пункт законопроекта: уменьшение значимости кастильского. Испанский язык перестанет быть доминирующим языком обучения.
Детям будет гарантировано право получать образование и на испанском, и на официальных языках автономных сообществ для достижения полного и эквивалентного владения ими.
В рамках этого положения предмет «Совместно-официальный язык и литература» превратится в «Собственный язык и литературу». Министерский образовательный план будет занимать не более 50% учебного времени в регионах с собственным официальным языком и не более 60% — в остальных. Программа на оставшиеся часы будет разрабатываться на уровне автономий.
Судя по всему, автономии, которые долгие годы боролись за возможность приравнять свои языки к кастильскому, наконец побеждают. Стоит заметить, что сама Исабель Селаа родилась и выросла в одной из таких автономий — в Стране Басков. Как видите, социалисты делают огромный реверанс перед националистами.
Упразднение получастных школ
К тому же «получастность» упразднят как явление. При наличии свободных мест в ближайшей государственной школе родители обязаны будут отдавать детей именно туда, другими словами, лишаются права выбора школы (подробнее о типах средних школ здесь). Получастные школы (сoncertados) лишатся права взимать с родителей плату за образование. Им нужно будет либо довольствоваться государственным финансированием, либо полностью от него отказываться, таким образом вынужденно возвращаясь полностью к статусу частной школы. Причём в школах, финансируемых государством, запретят разделение студентов по полу.
Религия в школе окончательно потеряет статус обязательного курса. Оценка за неё не будет учитываться ни в итоговой аттестации, ни при получении стипендий. Обязательной может быть только внеконфессиональная «Культура религий» в начальной и средней школе. Не очень понятно, как всё это отразится на colegios concertados — католических получастных школах.
Если необязательность религии люди в основном поддерживают, то изменениями в системе финансирования католических школ многие недовольны. Дело в том, что на сегодняшний день colegios concertados дают возможность детям из небогатых семей получить гораздо более качественное образование, чем может дать большинство государственных школ. О том, что уровень образование в таких школах всегда был выше, чем в государственных, мы рассказывали в этой статье
Ценности
В рамках отныне обязательного предмета «Гражданские и этические ценности» особое внимание будут уделять уважению прав человека и равенству, а в средней школе — ещё и социальной роли налогов и налоговой справедливости.
В программу введут «Историю демократии в Испании». Здесь также планируется делать акцент на феминизме, правах ЛГБТ и вопросах экологии.
Также среди «новинок» — обязательное аффективно-социальное образование, включающее половое воспитание с начальной школы (то есть с шести лет). У родителей не будет права отписать детей от этого предмета.
Школы должны будут способствовать увеличению числа студенток, вовлечённых в естественные науки, технологии, инженерное дело, искусство и математику, а также студентов-юношей, вовлечённых в сферы с заведомо более высоким числом женщин.
Разумеется, насаждение «демократических ценностей» в таком масштабе кажется многим родителям как минимум спорным. Самые горячие дискуссии идут вокруг темы секс-просвета.
Порядок приёма
При нехватке мест приёмные комиссии будут руководствоваться такими критериями приоритета, как обучение братьев и сестер в той же школе, близость к дому и доход семьи. Надо сказать, что это «нововведение» — просто возвращение к не так давно упразднённому порядку.
Когда спрос на места превышает предложение, приёмные комиссии государственных школ будут отдавать предпочтение малообеспеченным студентам и студентам, нуждающимся в образовательной поддержке.
Образовательные центры для учащихся с ограниченными возможностями постепенно будут упраздняться. Государственные школы в течение 10 лет должны подготовиться принять таких студентов в своих стенах. Это положение не встречает особого одобрения у испанцев: люди не верят, что дети с особенностями развития смогут учиться в обычных школах.
Администрация сможет организовывать учебные программы среднего профессионального образования для лиц старше 17 лет без какого-либо подтверждённого предыдущего образования. Видимо, идея в том, чтобы сделать учёбу доступнее для мигрантов.
Инфраструктура
Обещают, что количество школ постепенно будет увеличиваться. Муниципалитеты должны будут содействовать в получении земельных участков для строительства образовательных учреждений.
Отдельно говорят об открытии новых бюджетных учреждений для детей до трёх лет. Государство будет поддерживать центры, которые параллельно с другими уровнями образования занимаются младенцами.
Аттестация
Школьников будут переводить на следующий курс даже с одним или двумя незачтёнными предметами: по решению педсовета. Оставлять на второй год в начальной и средней школе будут в порядке исключения: максимум дважды.
С третьего года средней школы будет предусмотрена адаптация учебной программы для неуспевающих студентов, призванная помочь им закончить учёбу. В сертификатах о среднем образовании будут указывать количество лет обучения и уровень навыков.
В Bachillerato (старшей школе, готовящей к поступлению в вузы) теперь можно будет учиться три года вместо двух. Здесь тоже по решению педсовета студента будут аттестовывать, если он сдал все предметы, кроме одного.
Другое
В течение года после вступления в силу закона правительство внесет предложение по регулированию начальной и текущей профессиональной подготовки учителей. Педагоги, которые демонстрируют явное отсутствие квалификации, будут отстраняться от должности.
И, наконец, очевидное для 2020 года положение: будет разработан план действий в чрезвычайных ситуациях, чтобы образовательная деятельность не прекращалась в кризисные периоды вроде пандемии коронавируса.
Пока всё указывает на то, что законопроект вот-вот примут. Правда, не исключено, что с изменениями, нацеленными на снижение градуса напряжения в обществе.
Мы будем следить за событиями и держать вас в курсе. И обязательно расскажем, если происходящее как-то повлияет на нашу работу в сфере среднего и высшего образования.