Годы идеологической борьбы о роли религии в учебном процесс привели к драматическому отставанию уровня образования в Испании.
Снова и снова отчет PISA поднимает тревогу в связи с тем, что уровень испанских студентов далек от того, каким он должен быть. Если в предыдущих тестах плохие результаты оказались в математике, точных науках и понимании прочитанного, последние тесты показали, что уровень практических навыков у испанских учащихся еще хуже. В тестах, измеряющих навыки адаптации, как например, как настроить кондиционер, или приобрести билет на комбинированный маршрут, 15-летние испанские подростки набрали в средним на 23 очка ниже среднего по странам ОЭСР и на 30 очков ниже чем во Франции, Италии и Германии.
Похоже, что мы имеем дело с настоящий драмой в реальности которой, по-видимому, не отдают себе отчет ответственные лица на всех уровнях. Столько лет было потеряно на идеологическую борьбу о роли религии в учебном процессе и о ценностях, которые надо прививать, вместо того, чтобы искать консенсус для так необходимого переворота в испанском образовании.
До сих пор не было ни одной реформы, способной исправить ситуацию и еще надо посмотреть, сможет ли последняя внести какие-либо существенные изменения.
“Необходимы радикальные изменения в методологии обучения” – утверждает госсекретарь по вопросам образования, которые бы оставили позади антикварные модели, основанные на заучивании наизусть содержимого учебников.
Далее в отчете PISA следует, что необходимо привить учащимся навыки применения полученных знаний; во главу угла надо поставить не сколько он знает, а что он может делать с тем, что он знает.
Другая сторона проблемы: сокращение штата учителей, а именно, их подавленный настрой в связи с угрозой потери места. С такими арсеналом трудно будет победить академическую инерцию, которая привела к таким плачевным результатам.
Срочно и в первую очередь необходимо разработать новые педагогические методы, направленные на развитие навыков и творческих способностей. И во-вторых, обязательны меры по укреплению и развитию педагогического состава, разработка программ в целях повышения уровня учителей и поддержка отстающих студентов.
Без чрезвычайных мер, мы вряд ли преодолеем разрыв, который отделяет нас от лучших.
El Pais, 3.04.2014