В Испании закрываются нерентабельные специализации.
В Испании, в некоторых государственных университетах рискуют совершенно исчезнуть некоторые филологические специализации, такие как немецкая, французская, классическая и испанская филологии. Недавно в университете Страны Басков вышел официальный меморандум по ликвидации специализаций, на которые в первый год записываются меньше 30 студентов. Похожие инициативы ожидаются и в других университетах страны.
В испанской университетской прессе появляются мнения некоторых анонимных преподавателей, относящих данную проблему к отсутствию четкой роли и функций государственного университета. Во-первых, замечают они, сегодня все большее значение придается фактору экономической рентабельности той или иной университетской специализации. И возникает полемика: должен ли государственный университет руководствоваться только себестоимостью своих учебных программ или важно постараться, чтобы основные ветви древа знания продолжали нести свои плоды, несмотря на конъюнктурный спрос? Как правильно оценить экономическую рентабельность, например, специальности классической филологии?
Во-вторых, авторы сомневаются в том, имеет ли смысл университетская дипломная политика, определяемая только конъюнктурой и модой. Должен ли университет внедрять новые собственные специализации, заимствованные из других центров, специализации без академической или научной традиции? Некоторые специализации, такие как туризм, которые раньше предлагались частными образовательными центрами, сегодня уже внедрили отдельные государственные университеты. И это те же университеты, в которых сейчас вытесняются большинство специализаций по философии и наукам. Другой государственный университет всерьез задумывается о введении специализации по гастрономии? Критики вопиют: во что превращается университет? Если так пойдет дальше, сетуют они, будут открываться высшие школы футбола или бинго.
Есть также мнения, что проблемы «трудных» с экономической точки зрения специализаций заключается не столько в нехватке студентов, сколько в переизбытке профессорского состава. Зачастую, из-за раздутого штата на одного студента приходится до 10 преподавателей.